С днем рождения, Мишель!

Сегодня у доктора Мишеля Одена – день рождения. Мы поздравляем великого преобразователя и учителя, который в свои 87 лет с бесконечной любознательностью и непредвзятостью смотрит на мир и на человека.

Учиться у него – значит учиться быть свободным. Открытым к новому, тому, что противоречит обыкновению, рутине. Учиться сомневаться и не бояться доверять – женщине, мужчине, ребенку, природе, событиям. Гений – он "парадоксов друг". Учиться у него – занятие радостное и даже веселое.

Вот наш сегодняшний вам подарок: посмотрите, как видит Мишель одну из острейших проблем медицины – недоношенность.  

"Готовность учиться у самих женщин – характерная черта Мишеля Одена, редко встречающаяся у докторов-акушеров. Он не очередной мужчина, который пришел учить женщин рожать, не очередной акушер-гинеколог, указывающий матерям на их место в родах. Тон его совершенно другой. Он стремится служить женщинам, которые хотят, чтобы роды были интимным, в высшей степени творческим событием в их жизни. Он не обещает чудес, не предлагает рецепта быстрых родов, а старается создать обстановку, в которой женщина была бы не пациенткой, не сокращающейся маткой с родовыми путями, не деталью сложной репродуктивной машины, но была бы самой собой.

Так обычно бывает, только когда роды проходят на территории, где хозяйка дома – сама роженица, где врач (если он есть) и акушерка – ее гости.  <…> 

Значительное влияние работы Одена на взгляды женщин в Западной Европе объясняется непростым комплексом причин. Перед нами врач, работающий в больнице, официальном медицинском учреждении, показывающий, что роды могут быть ближе к тому, что хочет женщина. Женщине вроде бы разрешают поступать так, как ей хочется – впервые со времен Дик-Рида, который в девятнадцатом столетии заговорил о влиянии разума и тела на процесс рождения. Но, заметим, это разрешение должно исходить от врача. То, что женщина знает сама, нельзя принимать, ее опыт не имеет законной силы, пока мужчина, предпочтительнее врач в белом халате, не объявит этот опыт приемлемым.

Мишель Оден очень хорошо знает об этом парадоксе. Он призвал к возрождению роли акушерки, традиционной помощницы в родах. На деле же он пошел дальше: в Питивье он возродил акушерское искусство: здесь акушерка – главное лицо, от которого зависит все вокруг. Именно благодаря профессионализму и преданности акушерок, их способности любить, здесь создается та особая атмосфера, знакомая каждой женщине, роды которой сопровождала акушерка. На каждые роды акушерки приносят с собой не только профессиональные навыки и внимание, но тепло и радость. <…>

В Питивье центр всей драмы – не врач-акушер, не больничный протокол и не бригада медиков, ведущих пациентку во время родов, а сама женщина со всеми ее глубокими переживаниями. Мишель любит весь драматизм родов, он снова и снова с волнением убеждается, какими они могут быть и чего по-настоящему хотят женщины. Он радуется рождению ребенка, но не потому, что все происходит под его руководством. Мишель Оден слушает женщин, и это главное. Его роль – не главенствовать, а служить. Не диктовать, а учиться. Каждые роды – путешествие в неизведанное для тех, кого объединяют страстное стремление, творческая мука, тайна и высшая радость, – и он тому свидетель."

Шейла Китцингер