Научное познание прощения

(М. Оден, «Научное познание любви», глава 16)

Способность прощать можно рассматривать как одно из проявлений способности любить. Почти в любой культурной среде умение прощать всегда считалось и считается одной из важнейших добродетелей. В эпоху, когда человечество обязано выработать новые стратегии выживания, эта ипостась способности любить приобретает огромное значение.

forgive

Столь необходимый диалог между родом человеческим и Матерью-Землёй остаётся невозможным, пока не разрешены межэтнические и межгосударственные конфликты. Обязательным условием для перехода к новому этапу истории нашего вида является развитие способности прощать.

Новое явление

Первые попытки научного исследования способности прощать были предприняты в последние годы XX столетия. Поворотным пунктом стала конференция в городе Холланд, штат Мичиган, на которую в октябре 1997 года Фонд Джона Темплтона созвал более сорока исследователей, чтобы положить начало изучению прощения и учредить соответствующую программу грантов1.

Эту историческую веху предварили два события, имевшие место в 1992 году. Тогда две группы исследователей независимо одна от другой передали в распоряжение учёных психометрические инструменты для измерения способности прощать. Один из них – шкала прощения Энрайта (Enright Forgiveness Inventory, EFI). На основе набора из 60 параметров выводилась общая оценка этой способности в диапазоне от 60 до 360 баллов. Большее количество баллов по шкале соответствует большей способности прощать. Вторым инструментом стали тесты, разработанные Моджером; они уникальны тем, что автор попытался измерить способность прощать как черту характера, а не как реакцию на отдельное личное оскорбление или обиду. Эти тесты представляют особенный интерес в контексте научного исследования любви, так как они различают две способности прощать: есть шкала способности прощать другим и шкала способности прощать самому себе2. Эти шкалы включены в качестве составных частей более общего набора характеристик – «системы численной оценки поведения» (Behavioral Assessment System, BAS). Учёные до сих пор пользуются преимущественно набором параметров Энрайта.

Публикации, посвященные способности прощать, можно разделить на три группы в соответствии с целями, которые ставили перед собой исследователи. Одни пробовали таким образом оценить эффективность терапевтического вмешательства. Другие изучали способность прощать как цель психотерапии. Третьи изучали связи способности к прощению с другими чертами характера: тревожностью, подавленностью, религиозностью, социальной привлекательностью. Каждую из групп можно проиллюстрировать примером публикаций.

Примеры

К первой группе относится исследование Койла и Энрайта. Целью его было оценить эффективность лечения группы мужчин, которые считали себя оскорбленными решением их партнерш сделать аборт3. В среднем между абортом и участием в исследовании был срок в шесть лет. С мужчинами, случайным образом отобранными в первую группу, сразу же провели курс индивидуальной специальной психотерапии: 12 сеансов по полтора часа. Тем, кто попал во вторую группу, пришлось остаться на 12 недель в листе ожидания. До и после лечения участникам опыта было предложено пройти ряд исследований, в том числе тест по шкале Энрайта; помимо этого, проводились тесты по шкале состояния гнева (state anger scale), шкале состояния тревоги (state anxiety scale), шкале перинатальных страданий (perinatal grief scale) и шкале способности прощать самому себе (self-forgiviness scale). Согласно результатам этого исследования, вмешательство с целью развить способность прощать оказывало большее терапевтическое воздействие, чем просто прошествие времени c периодическим тестированием.

Работа Хебла и Энрайта4 принадлежит ко второй группе исследований. Для опыта были отобраны женщины старше 65 лет (их средний возраст составил 74,5 года). Они жаловались на некоторые специфические болезненные проблемы, связанные с прощением; в тот момент они не печалились ни о какой серьезной утрате. Часть женщин по случайной выборке получала групповую терапию, сосредоточенную на идее прощения. Прочие прошли цикл свободных дискуссий на общие темы, не касающиеся непосредственно прощения. В обеих группах часовые занятия проводились регулярно в течение восьми недель. До и после циклов занятий все участницы исследования прошли тестирование: оценивался уровень беспокойства, депрессивности и самооценка. По окончании опыта было проведено тестирование по упрощенному варианту списка Энрайта (30 параметров вместо 60), а также тест по 16 параметрам – по так называемой «шкале готовности прощать» (willingness-to-forgive scale). Оказалось, что состояние участниц опыта улучшилось как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Впрочем, именно в экспериментальной группе была достигнута цель: повысить у пациенток уровень способности прощать. Отметим кстати, что вне зависимости от группы, в которую попали женщины, способность прощать коррелировала с более высокими показателями душевного здоровья.

Субковяк с коллегами опубликовали работу, которую следует отнести к третьей группе. Целью их исследования было изучить связь между способностью прощать и тревожностью, депрессивностью, религиозностью и социальной привлекательностью5. Половину испытуемых составили студенты колледжей – 204 девушки и 190 юношей (средний возраст 22 года). Во вторую подгруппу отобрали их родителей того же пола со средним возрастом 50 лет. Участников просили припомнить самый недавний случай, когда их глубоко и несправедливо обидели. Затем каждый заполнил опросник по списку Энрайта и прошел тесты, оценивающие уровень тревожности, коммуникабельности и характер религиозности. Способность прощать была выше у тех, кто набрал меньше баллов в тесте на тревожность – эта связь оказалась особенно выраженной у тех студентов, которые испытали глубокую обиду. С другой стороны, не было отмечено существенной корреляции с депрессивностью. Оказалось также, что студенты прощают труднее, чем представители старшего поколения. Не было выявлено связи между прощением и степенью религиозности, оцененной по шкале из семи параметров, но все же принадлежавшие к той или иной религиозной конфессии показали чуть большую способность прощать, чем те, кто не имел отношения к религии.

Будущее: как развивается способность прощать?

Примечательно, что единственная из сторон способности любить, которую учёные попытались измерить, – это способность прощать. Любопытно и то, что до сих пор не ставился вопрос чрезвычайной важности: а как развивается эта способность? Если придерживаться подходов, принятых в рамках исследований первичного здоровья, то открываются широкие перспективы для новых исследований. Вполне возможно, что учёные сегодня в состоянии изучать связь способности любить с тем, как протекали роды, что происходило с матерью во время беременности, как проходило грудное кормление и т.д. Как исследования первичного здоровья, так и научное познание любви пока делают первые шаги в своем развитии.

РЕЗЮМЕ

Способность прощать – одну из сторон способности любить – с недавнего времени стали изучать при помощи научных методов.

Перевод Ильи Назарова

1 – Worthington, Everett ed. Dimensions of forgiveness. Templeton Foundation Press 1998.

2 – Mauger, P.A., Perry, J.E., Freeman, T., et al. The measurement of forgiveness: preliminary research. J. of Psychology and Christianity 1992; 11: 170-80.

3 – Coyle, C.T. and Enright, R.D. Forgiveness intervention with post-abortion men. J. of Consulting and Clinical Psychology 1997; 65: 1042-45.

4 – Hebl, J.H. and Enright, R.D. Forgiveness as a psychotherapeutic goal with elderly females. Psychotherapy 1993; 30: 658-67.

5 – Subkoviak, M.J., Enright, R.D., Wu, C., et al. Measuring interpersonal forgiveness in late adolescence and middle adulthood. J. of Adolescence 1995; 18: 641-55.